ВВЕДЕНИЕ

ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (далее – КМТФ) создано Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1998 года № 1239. Решением Общего собрания акционеров от 16 февраля 2004 года №1 уставный капитал Общества увеличен до 45 950 тыс.тенге. Временная финансовая помощь АО НК «КазМунайГаз» (далее — АО НК «КМГ») в сумме 3 929 375 тыс.тенге, полученная по договору о финансовой помощи №98-28 от 25 апреля 2007 года и №140-28 от 20 июня 2007 года, реструктуризирована в уставный капитал КМТФ. В соответствии с отчетами АО «Регистраторская система ценных бумаг» сделка была завершена 29 декабря 2009 года. Уставный капитал КМТФ был увеличен c 45 950 тыс.тенге до 3 975 325 тыс.тенге. 18 ноября 2010 года Агентство Республики Казахстан по финансовому регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций произвело замену Свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг КМТФ. Общее количество акций с 3 975 325 штук увеличилось до 11 575 721 простых акций.

21 октября 2013 года АО «НМСК «Казмортрансфлот» преобразован в ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (протокол СД АО НК «КазМунайГаз» № 9/2013 п.3 от 20.06.2013г.).

Основными видами уставной деятельности КМТФ являются:

— перевозка всех видов грузов, нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, контейнеров, пассажиров, животных;

— строительство, эксплуатация, ремонт, покупка всех видов судов, барж, плавучих доков и им подобных, оказание посреднических услуг;

— сдача в наем (фрахтование, включая фрахтование без экипажа), а также лизинг судов;

— строительство, эксплуатация и покупка всех видов складов, хранилищ, холодильных установок, ангаров, разгрузочных набережных и другого оборудования;

— строительство судоверфи (судоремонтных баз), создание судоремонтной структуры;

— морское агентирование;

— стивидорские и экспедиторские услуги;

— иная деятельность, не запрещенная законодательством.

КМТФ является национальным оператором морских, каботажных перевозок и представляет интересы Казахстана в акватории Каспийского моря. В настоящее время КМТФ осуществляет следующие виды деятельности: морская транспортировка нефти; оказание экспедиторских услуг; оказание услуг сервисного флота; оказание услуг флота поддержки морских операций.

Морская транспортировка нефти включает в себя перевозку нефти в Прикаспийские порты Махачкала, Нека (Иран), Баку (Азербайджан).

В состав структуры активов КМТФ входят:

1) торговый флот:

— собственные нефтеналивные танкера «АСТАНА», «АЛМАТЫ» дедвейтом 12,000 тонн, «АТЫРАУ», «АКТОБЕ», «ОРАЛ» дедвейтом 13 000 тонн;

— танкер «ТК АКТАУ» дедвейтом 12,000 тонн — финансовый лизинг;

— крупнотоннажные нефтеналивные танкеры «АЛТАЙ» и «АЛАТАУ» дедвейтом до 115 000 тонн каждая – приобретены за счет заемных средств.

2) флот поддержки морских операций (ФПМО) 13 единиц, из которых:

— собственные магистральные буксиры «КМТФ-1», «Урал», «Иртыш» и магистральные буксиры находящиеся финансовом лизинге «Есил», «Тобол»,

— собственные баржи-площадки серии «КМГ» грузоподъемностью по 3 600 тонн: «КМГ-101», «КМГ-102», «КМГ-103», «КМГ-104», «КМГ-105» и баржи-площадки грузоподъемностью по 3 600 тонн находящиеся в финансовом лизинге «КМГ-106», «КМГ-107», «КМГ-108».

3) прочие объекты:

-земельный участок 0,9577 га предназначенный для строительства и эксплуатации административного помещения (офис);

— административное здание мкр.14, здание 70;

-земельный участок 0,03 га предназначенный для строительства и эксплуатации ангара для яхты;

— ангар для яхты расположенный за 15 мкр. в северо-западной части г.Актау;

Краткая информация о структуре активов компании

Наименование организации в структуре ТОО «НМСК «Казмортрансфлот»

Доля Входит в консолидацию Метод консолидации (полный, пропорциональный, долевого участия, стоимости)
1 Kazmortransflot Ltd 100% да полный
2 Kazmortransflot UK Ltd 100% да полный
3 Alatau Shipping ltd 100% да полный
4 Altai Shipping ltd 100% да полный

Для реализации инвестиционного проекта по покупке собственных танкеров типа «Афрамакс» 22 июля 2011 года были зарегистрированы дочерние организации «Alatau Shipping ltd» и «Altai Shipping ltd» со 100%-ой долей участия КМТФ.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

1.1. Производственная программа

Консолидированные показатели

 

Наименование Ед. изм. Факт 2013 Факт 2014 Факт 2015 План 2016 Факт 2016 Темпы роста по годам
А 1 2 3 4 5 6

7

8(%)=5/4 9(%)=7/6 10(%)=7/5
1 Транспортировка нефти всего, в том числе: тыс.тонн 8 879 9 606 7 033 7 343 7 082 73%

96%

101%

1.1 по направлению Актау-Махачкала тыс.тонн 2 779 2 677 1 115 1 752 1 611

43%

92%

144%
1.2 по направлению Актау-Баку тыс.тонн 2 335 1 919

915

484

33

48%

7%

4%

1.3 по направлению на Черное море тыс.тонн 1 882 3 394 2 175 2 880 2 968

64%

103%

136%

1.4 по направлению на Средиземное море тыс.тонн 1 883 1 546 2 133 1 440 1 238

138%

86%

58%

2 по направлению Туркменбаши-Баку/Махачкала тыс.тонн 70

 

694

787 1 072 991%

 

136%

 

154%

 

3 МПК «Юрий Корчагин» — Баку тыс.тонн

0

0

0

0

159

0%

0%

0%

4 Экспедиторские услуги тыс.тонн 2 465 2488 1 349 0

0

54%

0%

 

0%

 

Общий объем транспортировки нефти КМТФ за отчетный период составил 7 082 тыс.тонн нефти или 96% по отношению к плановому показателю (7 343 тыс.тонн).

По направлениям:

Актау-Махачкала

Порт Актау перевалил в направлении порта Махачкала 2 200 тыс. тонн нефти, из данного объема силами КМТФ транспортировано 1 611 тыс.тонн (73,2%). Исполнение плановых показателей (1 752 тыс. тонн) по данному маршруту составило всего 53%. В течение I квартала КМТФ на данной линии эксплуатировал всего 1 (один) танкер «Алматы», вместо 3 (трех) планируемых. Остальные 2 (два) были задействованы на линии Туркменистан-Баку/Махачкала ввиду привлекательности тарифов данной линии.

С апреля по октябрь КМТФ обеспечивал 100 % транспортировку, в настоящее время на данной линии КМТФ эксплуатирует 1 танкер, остальные перенаправлены на линию Ю.Корчагин-Баку.

Неисполнение связано со снижением объема поставок нефти в порт Актау.

В 2016 году проходная осадка в п. Махачкала осталась на уровне 2015 года — 5,5 м., что не позволяет производить налив танкеров на максимальную мощность. На осадку 5,5 м. танкеры типа «Атырау» производят налив всего 8 800 тонн и тип «Астана» 8 200 тонн.

Ограниченная проходная осадку негативно влияет на экономику маршрута.

В течение последних 3 — 4 лет, КМТФ неоднократно выносил вопрос проведения дноуглубительных работ в акватории российского порта на Межправительственную комиссию между РК и РФ. На сегодняшний день данный вопрос остается все еще открытым.

Актау-Баку

За отчетный год объем транспортированной нефти осуществлялась зафрахтованным флотом.

По направлению на Черном и Средиземном морях

Исполнение производственных показателей по транспортировке нефти в направлении портов Черного и Средиземного морей по итогам 12 месяцев составило 4 206 тыс. тонн или 97,0 % по отношению к плановому показателю (4 320 тыс. тонн).

Из общего объема 2 925 тыс.тн было перевезено собственным флотом и 1,281 тыс.тн зафрахтованным судами.

В направлении портов транспортировано:

— В порты Черного моря 2 968 тыс.тонн;

— В порты Средиземного моря 1 238 тыс. тонн.

Исполнение плана по отправкам внутри Черного моря составило 2 968 тыс.тонн или 103 %, тогда как исполнение в направлении Средиземного моря 1 234 тыс.тонн или 86%.

Неисполнение плана по перевозкам связано в первую очередь с форс мажором (взрыв на Петромидии 22 августа повлекший человеческие жертвы) и простой Алатау с грузом на рейде Мидии с 24 августа по 05 Октября.

Учитывая низкий уровень фрахтового рынка Фрахтователи увеличили число продаж нефти по цене на дату доставки нефти в связи с чем резко увеличилось время ожидания delivery window (разница в цене нефти перекрывает демередж).

Алтай дрейфовал в Средиземном море с 4 по 26 сентября (22 суток) в ожидании выгрузки в Триесте, Алатау 15 суток в ноябре/декабре в ожидании выгрузки в Алиаге, Алатау 7 суток в мае в Бургасе и 8 суток в августе в Аугусте.

Погодные условия и связанные с этим простои в ожидании турецких проливов (Алатау в феврале и марте 8 и 7 суток соответственно).

Транспортировка из портов Туркменистана

КМТФ из портов Туркменистана транспортировал 1 072 тыс.тонн, из них по маршруту Аладжа–Махачкала – 19 тыс.тонн, Аладжа–Баку – 1 061 тыс.тонн. Транспортировка осуществляется собственными танкерами КМТФ. Ввиду ограниченной осадки в проходном канале и у причальной стенки п.Аладжа танкеры производят ограниченный налив на осадку 5,2 м.

Транспортировка нефти с морского перегрузочного комплекса «Юрий Корчагин»

КМТФ впервые в истории в октябре 2016 года собственным флотом транспортировал нефть с морского перегрузочного комплекса «Юрий Корчагин», собственником являющейся компания ООО « Лукойл — Нижневолжскнефть», по маршруту МПК «Юрий Корчагин» – Баку».

Морской перегрузочный комплекс (МПК) предназначен для приема, хранения и отгрузки сырой нефти с морского нефтегазоконденсатного месторождения им. Ю.Корчагин на танкеры. МПК состоит из плавучего нефтехранилища «Юрий Корчагин».

Общей объем транспортировки за отчетный год составил 159 тыс. тонн нефти.

Основные финансово-экономические показатели

Показатели Факт Факт План Факт Темпы роста по годам
2014 2015 2016 2016
А 1 3 5 4 5 6 (%) = 32 7 (%) = 54 8 (%) = 53
1 Доходы, в том числе: 21 364 20 175 24 947 23 031 94% 92% 114%
1.1 Доходы от реализации продукции и оказания услуг 20 602 19 741 24 917 22 457 96% 90% 114%
1.2 Доходы от финансирования 113 112 30 343 98% 1136% 308%
1.3 Прочие доходы 649 322 0 230 50% % 71%
2 Расходы, в том числе: 18 852 18 403 23 683 22 536 98% 95% 122%
2.1 Себестоимость 16 022 15 013 19 494 17 716 94% 91% 118%
2.2 Расходы по реализации 35 80 27 54 229% 203% 67%
2.3 Общие и административные расходы 1 774 2 064 2 684 2 515 116% 94% 122%
2.4 Расходы на финансирование 1 001 1 185 1 479 1 502 118% 102% 127%
2.5 Прочие расходы 20 60 0 748 300% 1238%
3 Прибыль (убыток) до налогообложения 2 513 1 772 1 264 495 71% 39% 28%
4 Расходы по корпоративному подоходному налогу 457 512 423 -1 978 112% -468% -386%
5 Расходы по налогу на сверхприбыль
6 Итоговая прибыль до вычета доли меньшинства 2 056 1 260 841 2 473 61% 294% 196%
7 Доля меньшинства
8 Итоговая прибыль 2 056 1 260 841 2 473 61% 294% 196%
9 Капитальные вложения, всего 2 365 2 199 1 305 1 188 93% 91% 54%

Доходы КМТФ за 2016 год составили 23 031 млн.тенге, что составляет 92% от плана. По отношению к аналогичному периоду прошлого года доходы составили 114%.

Доходы от основной деятельности КМТФ за 2016 год составили 22 457 млн.тенге, что составляет 90% от планового показателя. Снижение обусловлено невыполнением производственной программы. А также снижением фактических тарифов за фрахт в Открытых морях. По отношению к аналогичному периоду прошлого года доходы составили 114%.

Доходы от финансирования за отчетный период составили 343 млн.тенге или 1 136% от плана.

Доходы от неосновной деятельности за отчетный период текущего года составили 230 млн.тенге.

Расходы за 2016 год по КМТФ составляют 22 536 млн.тенге, что составляет 95% от плана. По отношению к аналогичному периоду расходы составили 122%.

Расходы по основной деятельности КМТФ за 2016 год составили 17 716 млн.тенге или 91% от планового показателя (19 494 млн.тенге). Снижение вызвано в основном по деятельности «Транспортировка нефти». Причинами неисполнения явились выполнение производственной программы всего на 96%, экономия расходов по топливу, портовым сборам и агентированию в направлении Туркменистан-Баку, поскольку в данном направлении грузоотправитель сам несет эти расходы. По отношению к аналогичному периоду расходы составили 118%.

За 2016 год общие и административные расходы составили 2 515 млн.тенге или 94%. Снижение обусловлено оптимизацией расходов по поручению КМГ.

Расходы по реализации составили 54 млн.тенге при плане 27 млн.тенге или 203% от плана. Превышение возникло по расходам на брокерские комиссии, и связано это с привлечением арендованного флота, а также с поиском клиентов для собственного флота (Алтай и Алатау) для оказания услуг по транспортировке нефти в Открытых морях.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы составили 67%.

Финансовые расходы составили 1 502 млн.тенге или 102% от плана.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы составляют 127% в связи с увеличением среднего курса валют.

Расходы по неосновной деятельности составили 748 млн.тенге.

Чистая прибыль за 2016 год составила 2 473 млн.тенге или 294% от плана. На рост чистой прибыли повлиял возврат  ранее начисленного отложенного КПН. В связи с инвестиционными преференциями в январе 2016 года, в Налоговый кодекс РК были внесены изменения по КПН на доход с судов  по ставке 0%, ввиду этого было сторнирование раннего отложенного налога.

Капитальные вложения за 2016 год составили 1 188 млн.тенге или 91% от плана. Не полное освоение связано с заменой капитального ремонта афрамакса «Алатау» на подводное освидетельствование. В соответствии с проводимой политикой КМГ и КМТФ по сокращению несрочных закупок, были снижены капитальные вложения административного характера.